Данная фразеология радиообмена применяется только при выполнении учебных полетов в районе аэродрома. Перед выполнением полетов по маршруту с посадкой на промежуточном аэродроме и по МВЛ II категории, радиообмен ведется в соответствии с “Правилами и фразеологией радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением”, утвержденные приказом ФСВТ.

Черный, жирный курсив – текст доклада.

Курсив – ответ руководителя полетов (диспетчера).

В круглых скобках возможные варианты.

Мелким шрифтом – пояснения.

Радиообмен при полете по кругу:

Место доклада

Доклад (2 МАК),
Ответ

Один из вариантов доклада, принятых на других аэродромах

Перед запуском двигателя:

- 059 борт 01 запуск круг (зона, приборы, маршрут)

- запускайте, 059

- 059 понял

- Дымок, 01751, добрый день, запуск на стоянке, по схеме (маршруту до Коломны через зону Гордого; в зону Остров)

- 01751 запуск разрешаю, давление 745

- 745 установил, запускаю, 01751

Если в этот день выполняется первый вылет, называют фамилию техника, подготовившего самолет:

- Дымок, 01751, добрый день, запуск на стоянке, по схеме, подготовил Волков

Дымок - позывной диспетчера (руководителя полетов);
Остров – название пилотажной зоны.

Перед выруливанием со стоянки:

- 059 вырулить с основной (пересадочной, заправки)

- 059 выруливайте

- понял, 059

Основная, пересадочная - стоянки

- 751-му предварительный

- 751 занимайте предварительный по второй, взлетный 240

- По второй, 240, выруливаю, 751

Вторая – рулежная дорожка,
240 – курс взлета

На рулении:

Если для того чтобы занять предварительный старт, нужно пересечь полосу:

- 059, разрешите пересечь полосу (через полосу)

- 059 пересечение разрешаю (запрещаю, ждать)

- 059, разрешили (запретили, ждать)

 

На предварительном, (у посадочного знака Т):

- 059 на полосу

- 059 на полосу (на полосу после посадки; ждать)

- 059 разрешили (понял, после посадки; понял, ждать)

- 751-му исполнительный

- 751 занимайте исполнительный, ветер у земли 300 градусов 5 метров в секунду

- условия принял, занимаю исполнительный, 751

На полосе, перед взлетом:

- 059 заправка полная (120, 150) взлет круг (зона, маршрут, приборы)

Если на этом борту в этот день еще никто не летал:

- 059 бароспидограф (барограф) включен, заправка полная (100, 150), влет круг (зона, маршрут, приборы)

- 059 взлет (взлетайте зона 2ая, по маршруту)

- понял (понял 2ая зона), 059

Руководитель полетов (РП) может дополнительно сообщить:

- направление и скорость ветра;

- состояние ВПП;

- информацию об опасных метеоявлениях, скоплениях и перелётах птиц;

- указания по выполнению первого разворота.

- 751 к взлету готов

- 751 взлет разрешаю

- 751 взлетаю

После взлета, перед 1-ым разворотом:

 

- 751 взлет произвел, правым по схеме

- 751 правым по схеме, по давлению 744, первый (второй, третий) 150 доложите

- 744 установил, первый (третий) доложу, 751

Правым по схеме – по схеме (кругу) все развороты правые;
150 – метров высота схемы (круга).

В сложных метеоусловиях и когда много самолетов на кругу (схеме) по требованию диспетчера (руководителя полетов) докладывают все развороты

На 1-ом развороте:

 

- 751 на первом 150

- 751 третий (второй) доложите

- 751 понял, доложу

На траверсе:

 

- 751 место

- 751 после второго (на траверсе; минута до третьего)

Пример приведет условно, место запроса может быть любым

На 3-ем развороте:

- 059 на третьем, посадка

Если самолет с убирающимися шасси:
- 059 на третьем шасси выпустил, зеленые горят, посадка

- посадка 059;

- понял, 059

Если эфир занят:

- 059 после третьего (перед четвертым, на четвертом), посадка

Если рассчитывается посадка и взлет с конвейера:

- 751 на третьем

Если предполагается посадка и заруливание на стоянку:

- 751 на третьем с посадкой

- выполняйте третий (затяните третий; посадка), 751

- 751 понял (понял затянуть третий)

На посадочной прямой:

- 059 на прямой с проруливанием (конвейер, закончил)

- 059 с проруливанием (конвейер по готовности, закончили)

ИЛИ
- 059 конвейер запрещаю, с проруливанием (закончили)

ИЛИ
- 059 посадку запрещаю, уходите на второй круг

- 059 понял, с проруливанием (закончил; запретили, ухожу на второй круг)

Если самолета с посадочным щитком:

- 059 на прямой, щиток выпустил, с проруливанием (конвейер, закончил)

- 751 на прямой, полосу наблюдаю, шасси выпустил, к посадке готов, конвейер (закончил)

- 751 посадку, взлет конвейером разрешаю

- разрешили 751

При интенсивном радиообмене слова “полосу наблюдаю” и “к посадке готов” - опустить

После посадки, на пробеге:

При взлете с конвейера если самолета с посадочным щитком:

- 059, убрано

- 059, конвейер

- 751 посадка

- 751 в 41 минуту, освобождение по первой

- по первой, доложу, 751

Первая – рулежная дорожка

После освобождения полосы:

- 059 освободил на пересадочную (основную, заправку)

- рулите 059

- 059 понял

Если не известно куда рулить, запланированы ли полеты на этом борту, нужна ли заправка:
- 059 освободил, Этажный, подскажите куда заруливать,

- 059 рулите на основную (пересадочную, заправку)

- 059 понял на основную (пересадочную, заправку)

Этажный – позывной руководителя полетов

- 751 освободил по первой

- 751 стоянку доложите

- стоянку доложу, 751

На стоянке:

 

- 751 на стоянке до вылета (стоянка до связи)

- 751 до вылета (до связи)

Если в этот день вылетов больше не будет:

- 751 на стоянке, конец

Дополнение к радиообмену при полете в пилотажную зону:

На развороте, с которого осуществляется выход в зону:

- 059 на первом (втором, третьем) 150 (300) выход в первую (вторую)

- 059 выход в первую (вторую) разрешаю

150 (300) – метров высоты
Первая, вторая – пилотажные зоны

То же

При занятии зоны:

- 059 первую (вторую) занял, 300, задание

- работайте в первой (второй), 059

- 059 понял

- 751 зону Острова занял, 150

- 751 доклад через 10 мин

- 751 понял, 10 мин

В зоне, каждые 10 мин:

- 059 в первой (второй), 300, точку наблюдаю

- работайте в первой (второй), 059

- понял 059

- 751 Остров, 150, мат. часть норма

- принял, 751

При выходе из зоны:

- 059 задание в первой (второй) выполнил, подход к точке

- 059 ко второму (третьему), 300

- 059 понял, ко второму (третьему), 300

- 751 задание в зоне Остров выполнил, условия подхода

- 751 центр (с прямой), 150

- 751 понял, к центру 150

Центр – центр полосы
С прямой – к четвертому развороту

На месте заданного разворота:

- 059 на втором, 300 (на третьем, 300, посадка)

- 059 разрешаю вход в круг (посадка)

- 059 понял

То же

Общие дополнения:

  1. Для сокращения радиообмена слова, обозначающие размерность значений курса, скорости, высоты, крена, остатка топлива, не передаются, например:
  2. “Курс 340 градусов” - передаётся “Курс триста сорок”

  3. В случае плохой слышимости можно переспросить:
  4. - 059 не понял, повторите (Этажный, 059-му повторите)

  5. В случае когда трудно быстро ответить на запрос, например требуется время, чтобы посчитать расчетное время прохождения определенного пункта, можно сказать:
  6. Если РП предупреждает экипаж о вводной, например, о борте на пересекающемся курсе, следует ответить:
  7. В случае кратковременной потери 2х сторонней связи с диспетчером (РП), после ее восстановления, на запрос следует ответить:
  8. При выполнении самостоятельных полётов кандидату в пилоты-любители, в каждом докладе, добавлять слово “сам”, например:
  9. При выполнении групповых полётов радиосвязь с руководителем полётов, от момента запуска двигателей до роспуска группы, осуществляет ведущий. Ведомый работает на приём, кроме случаев, когда требуется доклад ведущему или руководителю полётов.